Процесс реставрации мебели можно представить в виде цепочки правильно выполненных, несложных технологических операций, с соблюдением временных режимов и определенной последовательности. Однако действовать по такой простой схеме можно при одном условии: у заказчика и исполнителя есть четкое представление о конечном облике реставрируемого предмета. На сегодняшний день существует несколько взглядов на то, чем должны увенчаться усилия реставратора. В одном случае методику проведения работ определяет отношение к предмету реставрации как к памятнику культуры и носителю технологической и исторической информации, что предполагает максимальную консервацию предмета. При этом обязательным считается сохранение авторского декора и отделки, а также следов времени и последующих ремонтов и обновлений. Кроме того, потребуется устранение дефектов, препятствующих нормальному функционированию мебели или ведущих к ее дальнейшему разрушению. Другой подход к реставрации направлен на придание мебели вида, который она имела в день ее создания. Сторонники обоих методов по сей день проводят время в жарких спорах. Вместе с тем, пока никто не выработал четких рекомендаций в отношении того, какую вещь и до какой кондиции следует доводить. Во многом это объясняется тем, что реставратор в своей работе зачастую идет по пути компромисса. Но что является критерием при выборе того или иного решения?

bottom

Работу реставратора по праву сравнивают с искусством целителя, который придерживается определенных правил профессиональной этики. Именно они служат тем фундаментом, опираясь на который врач находит оптимальный способ лечения больного. Поэтому, доверяя реставрацию предмета конкретной фирме или мастеру, нужно быть уверенным в том, что все вмешательства в предмет будут осуществлены строго в соответствии с кодексом профессии реставратора. Профессия реставратора _ это синтетический вид деятельности, представляющий собой сплав, казалось бы, разных отраслей знания, где зачастую трудно определить степень важности той или иной области науки, техники и искусства. Реставраторы шутят, что они «столяры-краснодеревщики хирурго-терапевтического направления со знанием физико-химических процессов, обогащенные массой художественно-исторических знаний и имеющие склонность к абсолютной аккуратности, граничащей с педантизмом». Если говорить серьезно, то результат реставрации зависит от первоначального углубленного анализа дефектов и утрат и четкого представления о том, как должен выглядеть предмет после проведения всех необходимых реставрационных мероприятий. В сложных случаях в состав реставрационного совета, который обычно ставит задачу непосредственному исполнителю, приглашают ведущих специалистов в этой области для принятия коллегиального решения. Нельзя обойти стороной такой важный аспект этой деятельности, как принцип обратимости.

 

îáøèâêà ìåáåëè

Скорее всего, это и есть основа любой профессиональной реставрации, и как только этот принцип нарушается, на реставрации можно ставить жирный крест. Опыт подсказывает, что принцип обратимости должен реализовываться за счет применения только натуральных материалов и старинных технологий. Не меньшее значение имеет правильный подбор древесины для восполнения утрат и дефектных деталей, в противном случае древесина отторгается предметом, как не смешивается кровь разных групп. Поэтому по возможности для вставок выбирается древесина, максимально приближенная по возрасту, разрезу, структуре, текстуре и цвету к материалу оригинала. И конечно, обязательное условие — идентичная влажность обоих материалов. Наряду с этим в профессиональной реставрации большое внимание уделяется умению правильно подбирать и приготавливать клеи. Поэтому первое, чему всегда учили подмастерье,- искусство приготовления клея, и слово «искусство» здесь отнюдь не преувеличение. Этот процесс похож на японскую чайную церемонию, где глубоким смыслом пронизаны все операции — от фильтрации воды и степени измельчения клея до времени настаивания и температуры подогрева. Любое несоблюдение технологического регламента или неаккуратность обязательно отразятся на клеящей способности (адгезии) полученного состава или приведут впоследствии к поражению грибком или гнилью места склейки. Так же важен способ нанесения клея на поверхность древесины. Некачественная склейка обеспечена там, где клей нанесен обильно, что приведет к образованию трещин по клеевому шву.

270601Не приведет к хорошему результату и так называемая «голодная» склейка, когда клея в шве слишком мало. Имеет значение и момент соединения двух склеиваемых фрагментов: иногда мастер дает клею «подышать» и впитаться в поры, а иногда наоборот, незамедлительно складывает детали для получения наилучшего результата. Этим навыкам и умению очень трудно научиться заочно. Как правило, они приходят с опытом, и передаются от мастера к ученику, так сказать, «из рук в руки». Таким образом, в хорошей фирме высокая квалификация, унаследованная от лучших мастеров, постепенно трансформируется в общий высокопрофессиональный уровень, а так называемые «секреты» старых мастеров становятся фундаментом технологий, по которым работают все реставраторы мастерской. Для профессионалов основополагающим является принцип «лечения» базиса предмета, которым является его несущий каркас, так как все основные дефекты большей частью проистекают от дефектов, спрятанных внутри. Например: бесполезно восстанавливать фанерованную поверхность, предварительно не починив основу. Исходя из того, что дефекты, видимые на лицевых поверхностях реставрируемого предмета, как правило, скрыты под слоем лицевого шпона, умение отпарить и снять декоративную фанеровку является одном из азбучных навыков для серьезного реставратора технологий. Эта процедура может выполняться разными способами. Экспресс-метод заключается в том, что на фанеровку укладывают мокрую ткань, слегка отжатую и сложенную в несколько раз.

restavratsiya-mebeli

Затем, постепенно передвигая горячий утюг, посредством тупого ножа или шпателя добиваются отслоения фанеровки от основы. Ту же операцию можно выполнить путем наложения компресса из мокрых сосновых или березовых опилок. Воздействие компресса продолжается в течение 10-12 часов, после чего фанерованная поверхность нагревается горячим утюгом через мокрую ткань. В данном случае шпон отходит от основы легче и меньше деформируется. Далее клей тщательно вымывается теплой водой с обеих поверхностей, а сами детали выдерживаются под давлением, с частой сменой фильтровальной бумаги. Таким нехитрым способом реставратор получает доступ к базисным поверхностям для проведения на них всех необходимых операций. Иногда поверхность мебели украшена богатой мозаикой или декоративный слой фанеровки настолько истончен, что любые попытки снятия шпона могут привести к потере авторского декора. В таких случаях рекомендуется применить технологию клеевых инъекций и компрессов, а также приветствуются попытки регенерации (оживления) старого клея. Обычно для инъекций используются лучшие сорта осетрового клея, который при помощи шприца или специально заточенного щупа вводят в пустоты между основой и фанеровкой, а затем создают необходимое давление и выдерживают под ним изделие в течение 24 часов. Метод компресса обычно практикуют при отставании мозаичного набора от основы, когда слабый клеевой состав наносится на всю дефектную поверхность.

restavratsiya-i-remont-mebeli-300x200

После этого, проложив специальную пленку, дефектное место прессуют через специально сшитый холщовый мешок, наполненный тщательно просеянным речным песком, нагретым до 50_60°С. Компресс выдерживают в течение 8_12 часов и только после этого удаляют избыточный клей с поверхности мозаичного набора. Еще одна операция, которую периодически приходится выполнять реставратору, — снятие старого отделочного слоя. Сделать это с наименьшими потерями для мебели — святая обязанность мастера. Для этого рекомендуется использовать спиртовые компрессы. Обильно смоченная спиртом марля(вата) накладывается на старую лаковую поверхность и сверху упаковывается полиэтиленовой пленкой. Пленка должна герметично закрывать спиртосодержащий материал. Время воздействия подбирается опытным путем и может составить от 3 до 12 часов. После этого старый лак легко удаляется с помощью марлевого тампона или деревянного шпателя. Чистка резьбы производится жесткими торцевыми кистями, с ворсом, обрезанным на половину длины. Для мелкого рельефного декора лучше применять инструментарий зубного врача с обязательной навивкой на него медицинской хлопковой ваты. В тех случаях, когда очистка требует использования сильных растворителей и дикапантов, их следует применять с большой осторожностью, желательно предварительно попробовав их действие на небольшом участке предмета, незаметном или наименее заметном. Результат пробы необходимо осмотреть через 24 часа. Эти меры предосторожности вызваны тем, что некоторые сильные химикаты оказывают значительное влияние на цвет древесины, и эти реакции могут быть необратимы.

Особенно хочется заострить внимание на таких процессах, как циклевание и шлифование отреставрированных поверхностей. Большую опасность для предмета представляют неподготовленные и малоопытные мастера, которые злоупотребляют этими приемами и пытаются выровнять старые деформированные временем поверхности при помощи цикли и шлифовальной бумаги, жертвуя при этом авторской фанеровкой. При этом предмету наносятся невосполнимые утраты, а истонченная фанеровка не только хуже выполняет защитные функции, но и свидетельствует об исчерпании ресурса долголетия антикварного предмета. Такое физическое состояние вещи снижает ее эстетическую и коммерческую ценность. Хотелось, хотя бы кратко, осветить тему отделки, ведь от нее зависит или успех, или провал всех предыдущих операций. Отделочный слой, придавая глянец и лоск мебели, на самом деле консервирует древесину и защищает ее от воздействия всех агрессивных компонентов внешней среды. В отделочных работах, как и во многом другом, трудно переоценить значение подготовительных работ. Применительно к реставрации мебели, это целый комплекс мер, в числе которых шпатлевание, обессмоливание, обезжиривание, удаление ворса, заполнение пор, тонирование реставрационных вставок и восполненных деталей. Для некоторых пород древесины, следуя старинным рецептам, мастера перед полированием проделывают операцию по насыщению ее натуральными маслами для защиты от влаги. При этом достигается эффект «жирной бумаги», позволяющий лучше выявить природную красоту дерева. Здесь опять-таки надо обратить внимание на соблюдение технологических временных режимов.

praktika

Нигде время не играет такую важную роль, как при проведении отделочных работ: оно может и испортить и вылечить. Так, например, шеллачная политура побелеет и отшелушится, если она будет нанесена на окончательно просохшую грунтовку. И наоборот, мастер, полирующий предмет с большими временными паузами, должен перед началом работ «оживлять» отделочный слой чистым спиртом для лучшего сцепления между собой слоев политуры. Очень внимательно надо относится к использованию льняного масла при полировании. Масло, попавшее в поры древесины, вызывает помутнение и отставание лаковой пленки. Поэтому опытный мастер делает это только после максимального заполнения пор. В процессе отделки мебели восками, необходимо добавить в воск небольшое количество канифоли, для улучшения физических характеристик покрытия. Есть множество других технологических тонкостей, которые обязан знать квалифицированный реставратор, однако главный секрет в другом. Все усилия, которые приложил даже самый опытный мастер, возвращая к «жизни» антикварный предмет, окажутся тщетными, если человек, владеющий вещью, не знает правил ее сохранения. А они просты: главное — не допускать резких колебаний температуры и влажности окружающей среды. Особенно осенью, когда начинается отопительный сезон. Допустимые значения температуры в помещении могут колебаться от 16 до 20°С. А вот относительная влажность воздуха должна находиться в пределах 50-60 %. Кроме того, помещение рекомендуется проветривать, а мебель должна отстоять от отопительных приборов не менее чем на метр. И конечно, мебелью нужно пользоваться, иначе она «умирает».

Изготовим для вас взять кредит через интернет продает наш магазин, недорого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *